Искать

Нематериальное культурное наследие Саратовской области

Нематериальное наследие —  это совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности. Передача традиционных нематериальных ценностей осуществляется от поколения поколению, от человека человеку. Минуя институционально-организованные формы, они должны постоянно воссоздаваться человеческим сообществом. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала создания институтов по сохранению объектов нематериального культурного наследия (НКН).
 
В материалах Международной Конвенции Генеральной конференции ООН об охране нематериального культурного наследия приведено следующее определение этого понятия.
 
Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития.
Той же Конвенцией в статье к нематериальному культурному наследию отнесены:
- устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
- исполнительские искусства;
- обычаи, обряды, празднества;
- знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
- знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Центры народного творчества  рассматриваются сегодня как один из важнейших институтов, способных осуществить сохранение многих объектов нематериального наследия.
Приказом министра культуры Саратовской области была создана рабочая экспертная группа по подготовке Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Саратовской области.
 
В марте 2015 г. экспертная рабочая группа рассмотрела материалы ОНКН, представленные учреждениями культуры районов и городов области, и вынесла решение внести в Реестр ОНКН Саратовской области:
6.    Корпе - предмет декоративно-прикладного искусства
7.    «Каз омясе»  - татарский обряд помочей по обработке заколотых гусей.
8.    Технология изготовления пухового платка
9.    Исполнительское песенное искусство.

Технология изготовления саратовской глиняной игрушки

Наименование ОНКН:
Технология изготовления саратовской глиняной игрушки.
 
Место бытования:
Деревня Малая Крюковка Татищевского района Саратовской области. Город Саратов (район Сенного рынка). Мастер ДПИ П.П. Африкантов унаследовал технологию лепки от мастера ДПИ Пахомовой Пелагеи Андрияновны 1916 г.р.
 
Краткое описание ОНКН:
Технология изготовления глиняной игрушкиСаратовская глиняная игрушка лепится из серо-белой местной глины. Иногда мастера добавляли в серо-белую глину коричневую и получали светло-коричневые оттенки. Игрушка всегда имела естественный цвет глины и полностью красителями не закрашивалась. Места залегания серо-белой глины – склоны саратовских гор вдоль Волги, есть выходы глиняного пласта в различных местах Саратовского и Татищевского районов.
Игрушка имеет уникальный штампиковый (ямчатый) декор. В этом состоит её художественная ценность и главная отличительная особенность от других известных игрушек. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки, кружочки, полушария, точки, звёздочки, треугольнички и др.) оттискивается на теле игрушки геометрический рисунок. После высыхания изделия, в штампиковые углубления (выборочно) закапывается краситель или красители. Потом на изделие тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). В результате чего, поверхность изделия получает матовый блеск. Чтобы изделие блестело сильнее, сверху по первому покрытию наносится масляный бесцветный лак.

Подробнее...

Алгайский толковый словник

Наименование ОНКН: Алгайский толковый словник.Разработано коллективом Центральной библиотеки Александрова Гая в 2001 г.

Место бытования: Александрово - Гайский район расположен в юго – восточной части левобережья Саратовской области.

Краткое описание ОНКН: Русский язык по своему происхождению восходит к древне – русскому. Диалекты и говоры русского языка объединяют в наречия: северно – русское и южнорусское; своеобразное сочетание северно – и южнорусских особенностей представлено в средне – русских говорах. В основе современного литературного языка лежит московский говор, впитавший в себя общие особенности севернорусского и южнорусского наречий. Северно русское наречие – Вологодская, Архангельская, Ленинградская, Костромская, частично Ярославская, Новгородская области. Южнорусское наречие – Рязанская, тамбовская, Липецкая, Воронежская, Тульская, Калужская, Орловская, Курская, Белгородская, Брянская, Смоленская области. Среднерусские говоры - Нижегородская, Владимирская, Ивановская, Московская, Тверская, Псковская, частично Новгородская, Ярославская. Все это говоры исконной территории.

Подробнее...

Драматургия свадебного обряда

Драматургия свадебного обряда села Поповки

Хвалынского района Саратовской области

 Наименование ОНКН: Драматургия свадебного обряда села Поповки Хвалынского района Саратовской области.

Место бытования:  Саратовская область,  Хвалынский район,  село Поповка. Носители – старейшие жительницы села, фольклорный ансамбль «Терешаночка», руководитель Н.Н. Кузьмина.

Историческая справка ОНКН:

Свадьба - одно из наиболее значимых событий в жизни каждого человека. Ведь действительно замужество можно сравнить с переходом в иной мир (другую жизнь).

Сватовство: в данном селе, более распространены названия: запой, сговор. О приходе сватов предупреждали заранее, как говорят местные жители, договаривались те, «кто в раду самый старший».

Девичник: посиделки, (вечерки). Длились посиделки две - три недели, в зависимости от даты назначения свадебного дня. В этот период невесту принято было называть – девушкой. Именно в этот момент впервые, по словам Колесниковой Валентины Яковлевны и Ульяниной Анны Петровны, звучали «специальные песни»: «Не долго веночку висеть», «Течёт речка, не колышется».

Подробнее...

Народный праздник «Семик»

Народный праздник «Семик» в с.Перевесинка

Турковского района Саратовской области

Наименование ОНКН: Празднование  народного  праздника «Семик» в с.Перевесинка Турковского района Саратовской области

Место бытования ОНКН: с.Перевесинка Турковского  района Саратовской области. Носитель традиции В.А.Коськова - участник художественной самодеятельности, 1932 г.р.

Краткое описание ОНКН:

СемикДевушки во главе с Хороводницей и Бабкой-Позываткой идут в березовую аллею с песней «Мы пойдем девушки». Выбирают березу, кладут под березку каравай, пироги, яйца. Водят хоровод « Во поле березонька стояла». Завивают березку, вплетают ленты. Все весну провожают, лето красное встречают. Девушки на веночках гадают. Если венок поплывет – счастье. Вертится на одном месте – расстройство в свадьбе. А потонет – к беде. Издревле считалось, что если девушка завивала березку, то она как бы делилась с березкой своей судьбой, а та брала на себя все её горести и неудачи. Девушки отправляются на деревенский пятачок, где их парни заждались. Далее праздник продолжается на пяточке у Хопра. Играют в «Горелки», «Ручеек», «Утку», «Третий лишний», «Пустое место». Поют песни, частушки.

Подробнее...

Художественная особая тангентальная обработка дерева

Наименование ОНКН:

Художественной особая тангентальная обработка дерева. Носитель - индивидуальный мастер Канин Валерий Васильевич.

Место бытования: Саратовская область, г. Вольск.

Краткое описание ОНКН:

Обработка дереваКанин Валерий Васильевич родился в 1940 году в г. Вольске Саратовской области. Резьбой по дереву увлекся с 1953 года, когда учился в школе. Изучал разные школы творчества резьбы по дереву.

С 1957 года учился в ремесленном училище г. Балаково по специальности токаря по металлу, одновременно осваивал на токарном станке производство изделий из дерева. В 1987 году построил свою мастерскую.

«Фирменными» изделиями автора стали крупные объемные кувшины и вазы, точеные на станке по самостоятельно разработанной технологии и с применением индивидуального набора специальных инструментов. Изделия шлифуются ручным способом до момента появления естественного рисунка материала и покрывается тонким слоем естественного (пчелиного) воска. Материалом для изготовления служит древесный материал разных пород деревьев - сосны, клёна, дуба, березы, яблони, груши, липы и др. Ценный материал – капа стволовая и прикорневая – незаменима по красоте и неповторимости изделий.

Подробнее...