Искать

Драматургия свадебного обряда

Драматургия свадебного обряда села Поповки

Хвалынского района Саратовской области

 Наименование ОНКН: Драматургия свадебного обряда села Поповки Хвалынского района Саратовской области.

Место бытования:  Саратовская область,  Хвалынский район,  село Поповка. Носители – старейшие жительницы села, фольклорный ансамбль «Терешаночка», руководитель Н.Н. Кузьмина.

Историческая справка ОНКН:

Свадьба - одно из наиболее значимых событий в жизни каждого человека. Ведь действительно замужество можно сравнить с переходом в иной мир (другую жизнь).

Сватовство: в данном селе, более распространены названия: запой, сговор. О приходе сватов предупреждали заранее, как говорят местные жители, договаривались те, «кто в раду самый старший».

Девичник: посиделки, (вечерки). Длились посиделки две - три недели, в зависимости от даты назначения свадебного дня. В этот период невесту принято было называть – девушкой. Именно в этот момент впервые, по словам Колесниковой Валентины Яковлевны и Ульяниной Анны Петровны, звучали «специальные песни»: «Не долго веночку висеть», «Течёт речка, не колышется».

 

Приданое: перед свадьбой, в пятницу, несли приданное к жениху. Девушек угощали, после чего они запевали следующую обязательную песню: «Уж ты сад, ты мой сад» Песня является уникальной, так как ее исполнение в данный момент обряда, было зафиксировано только в с. Поповка. После этой и других песен, не засиживаясь долго, девушки в сопровождении друзей жениха отправлялись обратно к невесте. У невесты за стол садились только ребята, а девушки в это время пели песни каждому парню и выманивали деньги у жениха и его друзей. Хотелось бы отметить, что игровой фольклор в свадебном обряде данной местности довольно распространен. В пятницу приданое приносили, а вечером у жениха – мальчишник. В субботу вели невесту в баню.

Венчание: в воскресенье утром к невесте приходили подружки, пели песни «Не долго веночку», «Как при вечере, вечере», расплетали косу и заплетали две. Приезжает свадебный поезд жениха. Начинается выкуп невесты. После выкупа гуляния молодежи заканчиваются. Венчаться молодые едут на второй лошади, а по бокам сидят свахи. Невеста обязательно закрыта шалью нарядной. Открывали ее только в доме жениха. После венчания свадебный поезд отправляется в дом жениха. И начинается свадебный пир. Подъезжать ко двору следует по определенным правилам.

Свадебный пир: по приезду, молодых встречают родители жениха, с иконой и хлебом – солью. У порога расстилают половичёк. Пройдя в дом, молодых усаживают в переднем углу, где родители жениха одаривают сноху подарками. Гости невесты запевают песню: «Погостите, мои гости». Вот тогда начинают плясать. Утром второго дня свахи шли в дом, где ночевали молодые. Подарки дарили только на второй день. А так же «горько» кричали тоже только на второй день.

Краткое описание ОНКН: В записанной драматургии свадебного обряда музыкальное оформление в полной мере сохранилось практически во всех частях свадебного действа, кроме разделов – сговор и баня. Большая часть произведений имеют сдержанный характер в метро-ритмическом отношении. Важную роль в свадебном обряде имеют песни таких жанров, как плясовые и протяжные. Плясовые: «Молодка», «Соловей мой, соловей», «Чем я мужу не жена», «Как у наших, у ворот» исполняясь на пиру, дополняли величальные песни.

В целом, структура свадебного обряда, безусловно, имеет общие черты с общерусской свадьбой, а локальные особенности исследуемого села Поповка, проявляющиеся в результате трансформации некоторых элементов свадебного ритуала, являются неповторимыми и своего рода уникальными. Песни, используемые в обряде, являются уникальными, так как их исполнение в данный момент обряда, было зафиксировано только в с. Поповка.