"В пространстве культуры формируется характер народа"

"В пространстве культуры формируется характер народа"

Народный артист России Василий Овсянников – невероятно позитивный человек.

И выходя на сцену, он заряжает особой энергетикой своих зрителей, создавая теплую, добрую атмосферу духовного единства.

Накануне очередной творческой командировки он ответил на некоторые вопросы.

– Василий Петрович, с концертами Вы проехали вдоль и поперек всю страну, исполняли русские песни в 137 странах мира. И вот опять с 4 по 10 июня – по малым городам и весям Саратовской области.
– Моя профессиональная деятельность связана с замечательными государственными коллективами – Рязанским государственным академическим русским народным хором им. Е.Г. Попова, Государственным омским русским народным хором, Государственным академическим русским народным хором им. М.Е. Пятницкого, Национальным академическим оркестром народных инструментов России им. Н.П. Осипова. В их составе, ещё 30 лет назад, я узнал, что такое Сибирь, что такое мороз, пельмени и Байкал. Россия – огромная страна, и сколько бы ни ездил, сколько бы ни выступал, все равно остаются не пройденные дороги.
Вот, и у себя на малой родине, в канун 70-летия освобождения Брянщины от фашизма, я провел 71 благотворительный концерт, во всех 28 районах! 95 концертов отработал в Иркутской области. В прошлом году меня пригласили в Проект «Песня – душа народа». Понравилась идея – обращение к памяти легендарной русской певицы Лидии Андреевны Руслановой, творческое и духовное объединение в пространстве одной области. Память – она же не дает нам возможности утратить корни, потерять то, что веками формировало наши нравственные ценности. И народная песня в этом пространстве памяти имеет свое – незаменимое место. С песней человек рождается, живет и умирает. Предки наши с песней работали, убирали хлеб, с песней шли на войну, с песней провожали в последний путь, с песней славили молодоженов. А рекрутские песни! — это же сплав трагизма и патриотизма: на 25 лет уходили служить…служить Отечеству.
– Знакомы ли, понятны, интересны такие песни современным россиянам?
– Пока они еще есть в социокультурном пространстве страны. И в традиционных фольклорных формах, и в современных обработках. Причем, практически нет современных песен, которые по содержанию, по смысловой наполненности, превосходили бы традиционные. При правильном выборе формы традиционные песни становятся хитами, весьма популярными у молодежи.
– Вы – профессор кафедры сольного народного пения Московского государственного университета культуры и искусств. Учите своих студентов находить эти новые формы?
– Своих студентов я учу понимать то, о чем они поют. Это главное. Еще – петь нужно одушевленно и как в последний раз, не экономить силы и чувства. Ну, а дальше уже техника исполнения – мы же готовим профессионалов.
– Возвращаясь к предстоящим концертам, хочу спросить вот о чем: вы выступаете на ведущих сценах страны, выезжаете на международные форумы в составе правительственных делегаций, были в Сирии, Луганской и Донецкой Народных Республиках…, а через несколько дней – Мокроус, Базарный Карабулак, Дергачи…
– Нашу национальную культуру формируют маленькие ручейки, которые стекаются в большую реку из провинции, из глубинки. Наши великие музыканты, певцы, художники, писатели, поэты – они все когда-то жили в глубинке. Там – наше культурное все! И там остается источник подпитки и для культуры в целом, и для каждого творческого человека.
В прошлом году начинали мы в Саратове, а затем проехали 12 районов. С уникальной московской исполнительницей русской песни Галиной Марфиной мы работали сольно, а на каждой концертной площадке к нам присоединялись местные творческие коллективы. Сразу стало понятно: артисты соскучились друг по другу, по сцене, по аудитории, зрители заждались встречи с хорошей песней. Слава, что называется, бежала впереди нашего микроавтобуса. На каждой следующей площадке атмосфера все более и более наполнялась осознанием единства большой страны. Если перевести это в конкретный пример, это будет «Катюша», которую в финале концерта исполняли не только артисты на сцене, но, и весь зрительный зал, зачастую стоя, и это был и творческий, и эмоциональный взаимообмен.
Уже по завершении цикла концертов в прошлом году возник зрительский запрос на продолжение Проекта. К всеобщей радости в этом году мы проедем еще 12 районов. Будут, кроме названных Вами, города Маркс, Аткарск, Петровск, Ершов, поселки Новые Бурасы, Татищево, Озинки, Дубки, Ровное.
– Проект «Песня – душа народа» реализуется с использованием гранта национального проекта «Культура», в рамках Федерального проекта «Творческие люди», предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Это одна из новых форм поддержки культурной инициативы.
– Я застал те времена, когда активно работали Москонцентр, Союзконцерт. Профессиональные коллективы много ездили по стране, выезжали за рубеж. После большого перерыва плановая гастрольная деятельность начинает возрождаться. Появились и новые формы поддержки культурных инициатив, по большей части – грантовые программы. И это хорошо. Духовное пространство не должно испытывать дефицит культуры. Творческим людям жизненно важна обратная связь.
– Бытует устойчивое мнение, что грантовые программы должны быть направлены на поддержку современного искусства, так называемых, креативных индустрий, межотраслевых, сетевых культурных и кросскультурных проектов. В первую очередь, на молодежь.
– Я начинал карьеру с русских народных песен. Они мне близки с детства, отец был деревенским самородком, знал много песен, хорошо пел, играл на гармошке. Да, и вообще, я рос в эпоху, когда песни много и хорошо пели хором – в избе за столом, во дворе, на массовых мероприятиях. Это было современное по тому времени искусство… Сейчас в моем  репертуаре есть и классика, и романсы, и песни советских, российских композиторов. И судя по зрительской реакции, все они современные.
– Говорят, у Вас их около пяти тысяч.
– Да, за долгую творческую жизнь накопилось. Но в активном пользовании – около пятисот. Так вот. Современное искусство, конечно, надо поддерживать. Но ровно так же, как академическое и народное. Поддерживать, чтобы из него что-то выкристаллизовалось и вошло в национальную культуру, где уже свое место занимают академическое и народное искусство.
Понимаете, в пространстве культуры формируется характер народа. А характер народа определяет судьбу страны. Сегодня это очевидно также, как в годы Великой Отечественной войны.
Кстати, вот совсем недавний пример. В конце апреля Рязанская филармония провела на железнодорожном вокзале своего города своеобразный флешмоб в рамках Всероссийской акции «Песни Победы». Артисты Рязанского государственного академического русского народного хора им. Е.Г. Попова, ансамблей «Крылатая пехота» и «Контакт» поздравили земляка-ветерана легендарной песней «Катюша». Очень трогательно и пронзительно получилось. Ролик разлетелся по соцсетям, набрал огромное количество просмотров и откликов. Участница обсуждения рассказала, что в Телеграмм-канале одного из наших военкоров — это видео прокомментировано следующим образом: так в Рязани встречают десантников, которые возвращаются домой... Вот как можно увидеть песню и характер народа с линии фронта…
А ведь в этом флешмобе «Катюшу» исполняли молодые артисты, смотрели видео и репостили его в соцсетях в большинстве своем их ровесники. И на наших концертах эту песню поют все – и дети, и их мамы с папами, и бабушки с дедушками. Она уже – часть нашего культурного кода. Как, впрочем, и многие другие песни, которые уже в ближайшие дни будут звучать на наших концертах в Саратовской области.